История правового регулирования сферы энергосбережения в России
История правового регулирования энергосбережения восходит к директивным материалам партийных съездов и конференций. Для государственных предприятий, к которым относилась энергосистема, были сформированы системы показателей и подходы к проблеме энергосбережения. С тех пор у энергосистемы изменились форма собственности и отношения с потребителями. Энергонадзоры выделились из энергосистем и стали государственными учреждениями, т. е. у них также изменились отношения и с энергосистемами, и с потребителями энергии. В новых условиях концепция энергосбережения должна в корне отличаться от существовавшей в прежних энергосистемах. Однако программы энергосбережения не учитывают изменившуюся ситуацию. Их главный недостаток — отсутствие нормативно- правовой базы энергосбережения. Не формируется энергосберегающее поведение (мотивации), не предлагается система управления энергосбережением, не учитываются региональные программы. Мероприятия предлагаются без учета результатов приборного энергетического обследования (весьма специфического для энергоснабжающих организаций).
Формирование государственной политики в области энергосбережения РФ начинается с выходом в свет Постановления Правительства Российской Федерации «О неотложных мерах по энергосбережению в области добычи, производства, транспортировки и использования нефти, газа и нефтепродуктов» (№ 371 от 01.06.92 г.). Это первый базовый документ, определяющий в дальнейшем процесс формирования принципов и механизмов современной политики в области энергосбережения РФ. В апреле 1996 г. был принят Федеральный закон № 28-ФЗ «Об энергосбережении» (утратил силу в связи с изданием Федерального закона об энергосбережении от 23.11.2009 N 261-ФЗ, вступающего в силу со дня официального опубликования (опубликован в "Российской газете" - 27.11.2009)). Распоряжение Правительства РФ от 28.08.2003 N 1234-р, утвердившее Энергетическую стратегию России на период до 2020 года, признано утратившим силу.